Успешные «дорожные протесты»

December 7, 2019

Нью-Йорк, США, магистраль LOMEX


A group of people walking down a street next to a sign Description automatically generatedИсточник: nypost.com

Когда: 1960-е

Что планировалось: По задумке Роберта Мозеса, американского градостроителя и «отца» автомобиле-ориентированного Нью-Йорка, магистраль LOMEX (Lower Manhattan Expressway) должна была соединить другие транспортные артерии города для их разгрузки. Строительство предполагалось проводить в исторических районах города — Сохо, Маленькая Италия, наводненных небольшими церквями, классическими кафе, галереями и мощеными улицами.

Что предприняли: Инициативная группа против строительства LOMEX (Joint Committee to Stop the Lower Manhattan Expressway) организовалась под началом Джейн Джейкобс, на тот момент уже получившей известность и признание за вышедшую в 1961 году «Смерть и жизнь больших американских городов». Несмотря на то, что крупная пресса была на стороне проектировщика Роберта Мозеса, группе активистов удалось привлечь к себе большое внимание. Протестующие обращали внимание на загрязнение от автомобилей, снос исторических зданий, разрушение сообществ внутри районов. Помогала наглядная агитация — все окрестности были обклеены плакатами против строительства. Был организован сбор подписей, в котором поучаствовало 35 000 человек. На демонстрации собирались тысячи человек, устраивались публичные слушания. На одни из них Джейкобс и активисты пришли в противогазах, тем самым подчеркивая негативный эффект от загрязнения воздуха от автомобилей. На слушаниях, где инженер по планированию Джон Тот демонстрировал чертежи новой скоростной магистрали, активисты забрались на сцену, а сама Джейкобс была арестована.

Чем закончилось: Под давлением общественности Роберт Мозес стал терять влияние в мэрии и поддержку жителей города в целом. В 1969 году мэр города Джон Линдсей официально отозвал проект строительства LOMEX, финансовый департамент отказался от планов на финансирование предприятия. Нижний Манхэттен был спасен. Роберт Мозес в 1970 году утверждал, что магистраль на этот месте так или иначе обязательно будет построена, так как она жизненно необходима городу. Однако по сей день его идея так и не увидела свет.



Торонто, Канада, магистраль Спадина


A group of people walking in the snow Description automatically generatedИсточник: participedia.net

Когда: Конец 1960-х — начало 1970-х

Что планировалось: Так же как и в американских городах, Торонто претерпевал рост пригородов в 50-х — 60-х. Магистраль Спадина стала частью официального плана города в 1959 году и должна была решить проблему роста пригородов, соединив их с центром города. Строительство должно было вестись в исторических районах города, таких как Форест-Хилл, Университет, и предполагало снос значительного количество исторических построек, в том числе и жилых.

Что предприняли: Жители Торонто обратили внимание на негативное влияние магистралей на американские города и на собственный Монреаль, где строительство магистралей не встретило сильного сопротивления. Оппозиция строительству в 1969 сформировала организацию «Стоп Спадина, сохраните наш город» (SSSOCCC), которая выступила за альтернативное развитие города, за сохранение общин внутри районов и исторических построек, за развитие общественного транспорта и против деградации окружающей среды. В группы входили все слои населения, от домохозяек и студентов до ученых и специалистов. Одним из лидеров протестов стала переехавшая в Торонто Джейн Джейкобс, которая до этого помогла сохранить Нижний Манхэттен от строительства магистрали LOMEX. Активисты организовывали демонстрации, сбор подписей для письма Премьер-министру, Кабинету министров, в Транспортный комитет города. Под письмом подписалось 15 709 человек — это одно из самых больших ходатайств в истории канадских городов. Во время демонстраций выступали известные ученые-проектировщики и политические активисты, например Джон Сьюэлл, который впоследствии стал мэром Торонто.

Чем закончилось: В 1971 году проект был отклонен местной администрацией под давлением протестующих. 3 июня 1971 года Премьер-министр Билл Дэвис заявил: «Города были построены для людей, а не автомобилей». Все чертежи и планы по строительству были отброшены. Успешный протест повлиял и на решение о строительстве других магистралей в городе — Скарборо, Ричвью, Кросстаун. Все проекты магистралей, которые входили в план 1959 года, не были реализованы. Вместо скоростных дорог Дэвис предложил план развития рельсового транспорта GO-Urban, однако проект был остановлен на стадии демонстрационной линии на месте Скарборо.



Утрехт, Нидерланды, магистраль А27


A group of people standing in front of a crowd Description automatically generatedИсточник: nieuws030.nl

Когда: 1970-е — начало 1980-х

Что планировалось: Через усадьбу Амелисверд, которая вошла в состав муниципалитета Утрхет в 1951 году, власти намеревались провести магистраль А27 с целью соединения окрестностей города с остальной страной. Предполагался снос некоторых построек на этом месте и вырубка всего леса, который, по мнению проектировщиков, мешал реализации плана.

Что предприняли: Вырубка леса и ликвидация усадьбы вызвала широкий протест среди жителей Утрехта и близлежащих пригородов. В 1971 году активисты организовали рабочую группу Амелисверда (Werkgroep Amelisweerd). Они организовывали демонстрации против строительства А27. Рабочая группа собрала 38 000 подписей против магистрали и направила их в местную администрацию. Большой многотысячный митинг был организован в 1978 году, к нему были привлечены эко-активисты со всей страны. В 1982 году, незначительное большинство (71 за и 69 против) в местном парламенте проголосовало за принятие плана по строительству. В Амелисверде в этот момент был организован палаточный лагерь протестующих. Ими была предпринята специфическая тактика — они залезали и протестовали на деревьях, некоторые из них даже строили на них дома. 24 сентября протестующие были разогнаны полицией, после этого последовало множество судебных разбирательств.

Чем закончилось: Первые протесты в 70-х дали возможность отсрочить строительство и начать дискуссию в парламенте о необходимости строительства. Другое дело, что протестующие недостаточно активно действовали в период этой дискуссии, их точка зрения была недостаточно представлена в парламенте, прессе, среди видных градостроителей. Из-за сильного крена в сторону демонстраций и акций и недостаточной работы с общественным мнением и лоббизмом окончательное решение о строительстве все же было принято. Однако даже таких усилий хватило на то, чтобы первоначальный план сильно изменился. Ширина новой дороги была сильно сужена с 175 метров до 55 метров, трассировка была смещена таким образом, чтобы не пришлось вырубать весь лес.



Винчестер, Великобритания, магистраль М3

A group of people standing next to a river Description automatically generatedИсточник: theguardian.com

Когда: 1970-е — 1990-е

Что планировалось: К юго-востоку от исторического английского города Винчестер, в местечке под названием Twyford Down, британские власти запланировали строительство большой магистрали, которая должна была соединить окрестности с Лондоном и разгрузить близлежащие магистрали. Этот участок дороги должен был оказывать сильное влияние на часть Винчестера. Предполагались покупка земли у частных владельцев на этой территории и соответственно снос любых построек.

Что предприняли: Министерство транспорта столкнулось с противодействием местных жителей буквально с самого начала проекта. К примеру, требуемая для строительства земля к востоку от города принадлежала Винчестерскому колледжу, который отказывался продавать землю правительству. В 1973 году жители города под началом местного активиста Дэвида Пэра организовали инициативную группу против строительства М3 (M3 Joint Action Group). Группа собрала петицию на 19 000 человек, 11 227 из которых были непосредственно жителями Винчестера. Группа активно участвовала в демонстрациях, а также распространяла листовки среди местного населения. По брошюре было отправлено и каждому члену парламента. Экологические организации подавали на министерство транспорта в Высокий суд, указывая на то, что строительство противоречит собственным законам о защите окружающей среды. Основные аргументы протестующих заключались в том, что магистраль негативно скажется на окружающей среде Винчестера, станет своего рода шрамом для местного ландшафта и не сможет адекватно решить проблему с движением. Акции протеста привлекали большое количество людей разных профессий и социальных классов, среди них была популярна фраза: «Я никогда не подумал бы, что пойду на что-то подобное». До определенного времени демонстрации заканчивались мирно, пока в декабре 1992 года одна из них не была жестко разогнана полицией.

Чем закончилось: Протестующим не удалось отбиться от самого строительства магистрали, она была все же построена в 1995 году. Однако активистам удалось добиться множества послаблений. Правительственный комитет пришел к выводу, что строительство большого количества дорог в этих местах будет только стимулировать увеличение трафика. К 1997 году все существовавшие до этого дорожные проекты были свернуты. Под давлением общественности ранее действовавшие объездные маршруты были закрыты, на их месте было высажено более 7,2 гектаров зеленых насаждений. Местные жители утверждают, что благодаря протестам удалось преобразить эти места. Множество судебных дел закончились в пользу компенсации местным жителям, так Винчестерский собор получил 86.000 фунтов стерлингов от национального автодорожного агенства в качестве компенсации.


Собрал и перевёл Александр Псарёв. Источники: 1, 2, 3, 4, 5


Сбор регулярных пожертвований в Пермь
Собрано 500 из 25 000 рублей
Дорожная революция
Текущий проект

Невозможно устроить комфортную городскую среду, когда у тебя под окном 10-полосное шоссе. Общеизвестно, что строительство широких дорог, особенно бессветофорных и ведущих в центр, приводит к увеличению количества пробок. Нам необходимо начать в обществе дискуссию про демонтаж хайвеев. Мы придём к этому решению! Сеул пришёл, в США приходят, в Европе сносят хайвеи, и у нас тоже это будет. Но кто-то должен эту дискуссию стартовать. И это будем мы.

Сбор регулярных пожертвований в Пермь
Собрано 500 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему